Поколение "X", "Y", "Z". Кто они? Часть 2.

В силу цикличности развития нашего общества все большую роль в нем начинает играть следующее поколение - поколение «У». Давайте вместе разберемся, в чем его секрет, каковы эффективные подходы к мотивации молодежи?

Первое правило: эти люди другие. Примите это как данность. Они отличаются от типичных беби-бумеров и поколения X, которые чаще всего руководят «игреками». Отличаются от нас, более зрелых и опытных, по своим психофизиологическим свойствам, мотивационной системе. Они быстрее, но наивнее. Хотят получить все и сразу. Часто не знают про ответственность. Их креатив не знает границ, но они быстро теряют интерес к делу. Они постоянно стремятся к развитию, не могут сидеть на месте и заниматься одним и тем же. Нацелены на решение только краткосрочных задач и не готовы работать в узких рамках. Не желают тратить свободное время на рабочие вопросы.

Эксперты говорят, что поведение любого поколения зависит от воспитания и условий, в которых оно росло. Поколение Y появилось в 1980-1990-е годы, что в значительной степени определило их стремления и действия. Это было время развала Советского союза, прихода западных идей и новых возможностей. Молодые родители решили дать детям то, о чем сами не могли даже мечтать. В результате у поколения Y сформировалось иное понимание мира – они видят жизнь через «розовые очки», а гиперопека и исполнение любых желаний привели к самоуверенности и вере в слишком светлое будущее. При этом система образования, которая стала перестаиваться под западную систему, также внесла свой вклад в становление психологии «игреков». Появление многочисленных конкурсов, побеждая в которых ребенок чувствовал себя все более уникальным, оставило существенный отпечаток на развитии личности. Получилось, что среднестатистический подросток обладает огромным количеством свидетельств своей исключительности, что объясняет стремление жить по правилу «пришел, увидел, победил». Отсюда завышенные карьерные ожидания, претензии на высокие доходы с первого дня работы.

Еще одна установка молодежи – они не готовы откладывать интересную жизнь в долгий ящик. Представители Y-поколения не будут ждать обещанного десятилетиями, поэтому перспективы, предлагаемые работодателем, должны быть прозрачны и реальны. На этом фоне часто возникают конфликты со старшим поколением X. «Иксы» не понимают, почему «миллениалы» не следуют общим правилам. Х готовы работать «за идею», главное – показать им «морковку». Представителям данного поколения сложно представить, что нужно будет искать новую работу – «насиженное место» теплее и роднее новых возможностей. «Игреки» же с легкостью увольняются, если не получают желаемое.

«Миллениалы» не желают активно «грести лапками» только потому, что так надо. У любого «надо» должна быть причина, четко обрисованная работодателем и понятая «игреком». У них ярко выраженное стремление жить здесь и сейчас, не откладывая впечатления и эмоции. Эти люди хотят не только хорошо работать, но и отдыхать. Они готовы к интенсивному рабочему дню, когда некогда пять раз покурить или выпить кофе. Но работа не должна мешать личной жизни. Работа для них – способ заработать деньги, чтобы развлечься в свободное время. И это нормально.

Организациям, построенным по классическим канонам, стойким к нововведениям и ведущим традиционный образ жизни во главе с «иксами», нередко бывает трудно принять в свои ряды представителей поколения Y. По словам ведущего консультанта рекрутинговой компании Marksman Ильи Чепрасова, которые приводит сайт e-xecutive.ru, в свое время представители поколения «бэби-бумеров» получали профильное образование и шли по целевому направлению, и это было естественно. Человек приходил на предприятие надолго, многие работали на одном месте всю жизнь, что предполагало высокую ответственность, соблюдение субординации, компетентность в предметной области. Молодое же поколение чаще всего рассматривает работу как место для применения своих творческих способностей, реализации потенциала.

Очевидная зависимость от интернета и смежных технологий делает «игреков» поверхностными и нередко лишает способности углубленно изучить тот или иной аспект или процесс. Зачем вдаваться в подробности, вникать во что-то досконально, тратить время, если можно прочитать в интернете, сделать и забыть? Поколение двадцатилетних живет больше в киберпространстве, чем реальном мире, информационная среда позволяет быть в курсе всех событий. Это положительно сказывается на разностороннем развитии молодежи, но в то же время делает их менее грамотными.

Переделывать «игреков» себе дороже, такие попытки обречены на провал и чреваты тем, что «миллениал» найдет руководство, которое примет и оценит его таким, какой он есть.

При правильной коммуникации с «игреками» многие их особенности или недостатки можно превратить в конкурентные преимущества. Именно те компании, которые уже сейчас адаптируют свои системы обучения и мотивации под особенности «миллениалов», получают умных, интересных и довольно лояльных сотрудников, говорят эксперты. Если не мешать «игрекам» создавать свой уникальный мир, а активно участвовать в процессе, если рассматривать их как личность, а не как роботов, то включая «игреков» в свой коллектив, работодатель может создать очень эффективную команду.

Для повышения эффективности работы таких молодых людей нужно делать следующие шаги. Во-первых, ставить короткие задачи, результат выполнения которых будет виден в обозримом для исполнителя будущем. Во-вторых, не стоит взывать к чувству ответственности, надо делать ставку на интерес и его поддержание. Дать возможность для проявления креатива. Еще одна рекомендация – активно «адаптировать» в корпоративную среду. Помогать почувствовать себя своим. Ярко показать моральные и нравственные ценности компании, совпадающие с их собственными. Четвертая рекомендация – минимизировать запреты. И наконец, – четко соблюдать «правила игры» при оплате труда «игрека».

Самый же главный, заключительный совет - всем надо двигаться навстречу друг другу, принимать определенные правила, иногда идти на компромисс. Поколение Y не хуже или лучше поколения X, просто они другие и живут в другое время, в котором интернет, общение через социальные сети и skype воспринимаются как данность. И не нужно бороться с их интернет-зависимостью или удивляться, почему младший коллега не знает, сколько ног у паука, или не может назвать самое глубокое в мире озеро. Зато он «на раз» создаст на компьютере любую презентацию и за пять секунд найдет в интернете любую информацию. Нужно стараться найти с молодым поколением общий язык и постоянно учиться друг у друга новому.

А теперь оглянитесь вокруг! Задумайтесь, а как вы выстраиваете отношения с молодежью? Учитесь говорить на их языке? Периодически приходится слышать от Лидеров: «Мы подготовили такое классное, интересное мероприятия, а народу пришло мало. Молодежи вообще нет». Да, классное! Да, интересное! Но кому?! Вам?!!! А молодежи?! Готовы ли 20-30-летие люди, которые привыкли через интернет оплачивать счета, через интернет бронировать гостиницы, через интернет покупать билеты в кино, час по пробкам добираться до места проведения мероприятия, а после еще час ехать домой? Ответ, скорее всего, будет отрицательным.

Поэтому, готовя то или иное событие, четко определяйте - для какой аудитории вы его делаете, каковы ее потребности. С этого года мы ввели систему командных образовательных вебинаров. И знаете, какой итог? Их посещаемость гораздо выше, чем мероприятий в офисах. И среди слушателей много тех, кому нет 40 лет. Мы не призываем вас отказаться от презентаций, семинаров, мастер-классов. Живое общение, возможность встретиться в дружеской обстановке – это важная составляющая нашего бизнеса. Но вносите в традиционные форматы что-то новое – вводите видеоконференции с другими командами и офисами, инициируйте флэшмобы, осваивайте Instagram, Twitter, Facebook, ВКонтакте. Поверьте, в XXI веке неумение обращаться с компьютером и другими гаджетами, пользоваться скайпом – вовсе не повод для гордости…

Становитесь сами мобильнее, современнее, «продвинутее», и молодежь подтянется!

23.12.14

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях!
facebook
instagramm youtube