Поколение "X", "Y", "Z". Уравнение с тремя неизвестными. Часть 1.

Как привлечь в свою команду представителей разных поколений?

Автор: М.В. Одинцова

 

Вы обращали внимание, что одни и те же предложения и аргументы действуют на людей разного возраста по-разному? То, что «на ура» идет у молодежи, вызываем сомнения у тех, кто старше. И наоборот, к тому, что интересует поколение «кому за…», молодежь относится равнодушно. «Разница поколений», - глубокомысленно вздыхаем мы в таких случаях. «Проблема отцов и детей» – это не надуманная отговорка, когда сложно установить контакт с собеседником, а подтвержденный социологическими выводами и эмпирическими наблюдениями факт. Различный жизненный опыт, воспитание, идеалы и примеры для подражания, даже политическая и экономическая ситуация в период становления человека накладывает неизгладимый отпечаток на личность представителя каждой возрастной группы. И хотя основные ценности у них одинаковы (они вообще не меняются на протяжении веков) – здоровье, семья, друзья, любовь и т. д. -  реализуются они у 20,30,40,50,60-тилетних по своему, не похожему сценарию. Тот исторический, культурный и экономический фон, который сложился в пространстве на момент нашего рождения, определяет нашу систему координат, не изменяемую в течение всей жизни. Она диктует нам как действовать в ситуации кризиса и конфликта, дает понятие успеха и стратегию его достижения, формирует отношение к коммуникации и информации.

Так как же эффективно выстраивать взаимоотношения с каждым поколением? Чем заинтересовать? На что обратить внимание, презентуя продукцию или рекрутируя? Какие условия создать, чтобы люди разного возраста не только мирно «сосуществовали» в Вашей команде, но и развивали ее, используя свои сильные стороны?

Ответы на многие из этих вопросов дает теория поколений. Впервые ее предложили ученые Нейл Хоув и Вильям Штраус в 1991 году. Теперь она помогает тысячам управленцев в выборе правильных решений и грамотных коммуникаций с различными поколениями коллег, сотрудников, потребителей, клиентов.

Х, У, Z – найди десять отличий

На сегодняшний день ученые выделяют пять поколения!

Поколение «бэби-бумеров» (середина 1940-х - середина 1960-х)

Они строили БАМ, покоряли космос и вели холодную войну. Для них высшим шиком в домашнем интерьере были чешские люстры в «зале» и ковры на стенах. Это, пожалуй, самое советское поколение из всех, что жили в период существования СССР. Многие из них искренне верили в социализм, а некоторые и в скорое наступление коммунизма Им с детства «вдалбливали», что они живут в самой прекрасной стране в мире. Они создавали сверхдержаву. Отсюда ключевая потребность для них - признание авторитета и статуса, основная задача – повысить свой. Потому важны должности, кабинеты, большой письменный стол и также материал, из которого он сделан. Они привыкли работать, потому что с пеленок знают, что тунеядцем быть позорно, поэтому пахать-пахать-пахать – только так можно заслужить доверие общества и право на жизнь.

Как выстроить контакт с поколением «бэби-бумеров»? Подчеркивать статус человека, при этом обращаясь с ним как с равным по «молодости», включать его в круг ежедневного общения, делиться с ним информацией, поощрять его трудовую дисциплину и самоотверженность на благо команды.

Поколение Х (середина 1960-х – середина 1980-х)

Они видели Олимпиаду-80, варили джинсы и были готовы продать душу  за пепси-колу. Цой – их бог, «перемен требуют наши сердца» – их девиз! Ключевой индикатор: постоянное изменение, отсутствие стабильности. Они - поколение прагматичных индивидуалистов, надеющихся только на себя. Поэтому выше всего ценят профессиональные достижения, интеллект, результаты самостоятельного труда и компетентность.

Индивидуалисты, самостоятельные, с высоким интересом к постижению нового и постоянному изменению привычной среды, обожают учиться и считают себя «недоучившимися» всю жизнь. Поколение с самым коротким форматом коммуникаций (коротко и по делу, без эмоций). Сначала борются, потом защищают «свою поляну». Их показательная черта  - стремление к отсутствию любого рода ограничителей.

Практические советы при контакте с ними: общаться коротко, уважать их пространство – как личное, так и рабочее, подчеркивать значимость знаний и их профкомпетентность.

Поколение Миллениум, или «У» (середина 1980 – середина 1990-х)

Перестройка, свобода, много выбора. Первое поколение, которое столкнулось с социальным неравенством так явно. Мобильное и игровое поколение с «клиповым сознанием». Некогда погружаться в глубины явлений, все по вершкам, все на бегу. Его еще называют поколением MTV, а также «потерянным поколением» (на перепутье эпох, стран, технологий). Хотят идентифицировать себя в этом мире, потому им важно выделиться. Поколение очень контактное, высокая зависимость от «сообщества». Для «игреков» характерны непростые отношения со временем: от приверженности к свободному графику до истерик по поводу «поехавшего расписания». Гипернацеленность на результат, что дает ощущение развития. Рассматривают любые возможности как векторы этого развития.

Чтобы эффективно взаимодействовать с «игреком», нужно обсуждать с ним высокие цели и миссию общего дела, показывать его вклад и личные достижения. Не ограничивать свободу и максимально адаптировать пространство / среду для его потребности быть независимым, выделять его из других, разделять эмоции и показывать его значимость для организации и вас лично.

Поколение «Z» (середина 1990-х, нет однозначного мнения о границах поколения)

Поколение, родившееся в эпоху бума технологий и инноваций. Виртуальный мир  – комфортная среда. Приучены к закону и порядку, интересуются наукой и искусством. Здоровый образ жизни для них становится естественным условием жизни, так же как и семья. Ориентация на вечные и понятные ценности. При этом родители оказывают меньшее влияние на воспитание ценностей, чем кажется.

Поколение «Альфа» (родившиеся после 2010 года)

Первое поколение, для которого метафизическое развитие станет приоритетным. Более уравновешенное, позитивное поколение ярких, творческих, самодостаточных личностей, способных достигать высшей реализации в течение жизни. Для них важна будет не система, а поток, они будут примыкать не к сообществам или организациям, а к образу жизни и мышлению. Специалисты говорят о том, что это будет наиболее гармоничное поколение жителей ноосферного века.

Конечно, это довольно краткая характеристика, и она не учитывает особенности каждого человека. Ведь каждый из нас Личность – неповторимая, не копируемая. Однако эти знания помогут Вам лучше понять представителей других поколений, увлечь их, найти общий язык. Ведь, как мы не устаем повторять: «Сетевой бизнес – это бизнес, прежде всего, отношений»

P.S. Продолжение следует… В следующий раз мы более подробно поговорим о поколении Y, которое постепенно выходит на авансцену, об его интересах, приоритетах, жизненной позиции

Всегда Ваши Бриллиантовые директора Валерий и Марина Одинцовы!

 

22.12.14

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях!
facebook
instagramm youtube